21 распространённых предубеждений и пристрастий, свойственных человеку

Если смотреть с предубеждением…


Пристрастия и предубеждения есть практически у всех людей. Это неизбежно. Учёные считают, что многие из пристрастий возникали, когда люди стремились выжить в опасных условиях или разобраться в системе мироздания. В этом мы собрали лишь некоторые из многочисленных предубеждений, которые сегодня известны психологам. Их знание позволит сделать собственную жизнь более качественной.

1. «Заблуждение игрока»

Распространенное предубеждение: «Заблуждение игрока».

Это тенденция полагать, что будущие события зависят от прошлых событий. Например, люди думают, что если несколько раз выпадала какая-то комбинация цифр, то есть закономерность, что она выпадет еще раз. В реальности же шансы на ее выпадение не изменились.

2. Нерациональная эскалация

Распространенное предубеждение: нерациональная эскалация.

Это вера в то, что, если человек уже вложил куда-то много денег, стоит вложить еще больше. На то, что это может плохо обернуться, внимания не обращают.

3. «Эффект морали»

Распространенное предубеждение: «эффект морали».

Этот любопытный эффект описывает влияние воспоминаний о предыдущем ущербе на создание последующего ущерба. Например, если человек делает что-то, что он считает морально эгалитарным, то ему, скорее всего, будет нанесен ущерб в будущем.

4. Недооценка бездействия

Распространенное предубеждение: недооценка бездействия.

Люди склонны считать вредоносные действия более худшими или менее моральными, чем вредоносные упущения. То же самое касается и бездействия, которые приводит к вреду.

5. Предубеждение относительно результатов

Распространенное предубеждение относительно результатов.

Люди склонны судить о прошлых решениях, основываясь на их результатах. Более корректно было бы судить о них на основании того, к чему привело это решение в то время, когда оно было принято.

6. Предубеждение относительно социального сравнения

Распространенное предубеждение относительно социального сравнения.

Это подтвердит кто угодно. Люди, как правило, не нанимают подчиненных, которые будут им непосредственными конкурентами в плане идентичных навыков.

7. «Эффект рифмы»

Распространенное предубеждение: «эффект рифмы».

Следующее утверждение кажется немного абсурдным, однако, это правда. Существует тенденция воспринимать рифмованные высказывания как более правдивые.

8. Реактивная девальвация

Распространенное предубеждение: реактивная девальвация.

Люди склонны девальвировать (занижать ценность) предложений, которые были выдвинуты их оппонентом или неприятелем. Неважно, даже если эти предложения принесут им выгоду.

9. Реактанс

Распространенное предубеждение: реактанс.

Это стремление сделать противоположное тому, что кто-то просит сделать человека. Происходит подобное, «чтобы противостоять предполагаемой попытке ограничить личную свободу выбора».

10. «Эффект негатива»

Распространенное предубеждение: «эффект негатива».

Это тенденция считать поведение людей, которые не нравятся, негативным. И напротив – поведение людей, которые «по душе», изначально воспринимается позитивно.

11. Предвзятая информация

Распространенное предубеждение: предвзятая информация.

Люди, как правило, хотят получить как можно больше информации, насколько это возможно, прежде чем принять решение. Что любопытно, так происходит, даже если эта информация не имеет отношения к принятию решения.

12. «Иллюзия контроля»

Распространенное предубеждение: «иллюзия контроля».

Любой человек склонен полагать, что он имеет полный контроль над всеми внешними факторами. Естественно, подобного контроля намного меньше.

13. «Эффект IKEA»

Распространенное предубеждение: «эффект IKEA».

Название этот эффект получил благодаря знаменитой сборной мебели от шведско-голландской компании. Люди, как правило, несоразмерно высоко оценивают товары, которые они частично создают сами.

14. «Эффект Хиндсайта»

Распространенное предубеждение: «эффект Хиндсайта».

Это тенденция считать прошлые события предсказуемыми уже после того, как они произошли. Также это называют феноменом «я знал все заранее».

15. «Эффект функциональной закрепленности»

Распространенное предубеждение: «эффект функциональной закрепленности».

Или же этот эффект называют функциональной фиксированностью. Люди, как правило, используют различные объекты только так, как они используются традиционно, и даже не думают, что их можно использовать в каком-то другом качестве.

16. «Эффект ложного консенсуса»

Распространенное предубеждение: «эффект ложного консенсуса».

Каждому хочется, чтобы с ним были согласны. Поэтому люди склонны переоценивать степень, в которой люди согласны с ними.

17. Предубеждение относительно однородности группы

Распространенное предубеждение относительно однородности группы.

Людям всегда хочется выделяться и считать себя уникальными. Поэтому, как правило, все считают членов своей социальной группы (или этнической группы) более разнообразными и уникальными, чем членов других групп.

18. Наивный реализм

Распространенное предубеждение: наивный реализм.

Это общепринятая тенденция: каждый человек думает, что он видит реальность такой, какой она является на самом деле. При этом подразумевается, что «разумные люди согласятся с ним». А люди, которые не согласны с этим, — либо невежественные, либо неосведомленные.

19. «Эффект прожектора»

Распространенное предубеждение: «эффект прожектора».

Столь странное название относится к тенденции «себялюбия». Люди обычно переоценивают то, насколько другие люди замечают их действия и поведение.

20. Ложные воспоминания

Распространенное предубеждение: ложные воспоминания.

Обычно люди склонны путать идеи, которые были предложены им другими со своими воспоминаниями. Они считают, что это было на самом деле не предложено им другими, а является некими событиями из их личной памяти.

21. «Эффект дороги»

Распространенное предубеждение: «эффект дороги».

Люди практически всегда недооценивают время, которое требуется им, чтобы попасть куда-нибудь, если они знают туда маршрут хорошо. Есть и обратный эффект – когда маршрут незнаком, время на дорогу переоценивают.

И в продолжение темы ещё 25 привычных вещей, природу которых люди пока не могут объяснить до конца.

Источник: novate.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стильчик
Добавить комментарий