Бывший чиновник Ивановской области раскритиковал проект химзавода в регионе

Строительство комбината синтетического волокна в промышленном кластере Ивановской области противоречит Стратегии Минпрома по развитию легкой промышленности до 2025 года. Об этом пишет в «Независимой газете» бывший начальник отдела инвестиций в правительстве Ивановской области, бывший директор Департамента специальных программ и проектов территориального развития Министерства регионального развития РФ, директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «На первый взгляд выглядит все идеально: проект завода есть, источник финансирования найден…, подрядчики определены… забыли только одну «маленькую» деталь — из чего и для кого будут производиться полиэфирные волокна», — пишет Исаев. Он напоминает, что будущий завод в Вичугском районе Ивановской области – не предприятие полного цикла, оно требует сырья и предприятий, которые могли бы изготавливать уже сами материалы из их волокна. «Проблему с сырьем якобы решили заключением контракта с южнокорейскими поставщиками (то есть сырье будут импортировать!). А вот проблемы сбыта даже замаскировать не потрудились. О них просто… не подумали», — пишет экс-чиновник.

По бизнес-плану комбинат в Иваново должен производить 175 тыс. тонн волокна в год. «Чтобы понять, какие это наполеоновские масштабы, сравним это с объемом рынка всей импортной продукции. Сейчас он оценивается в 155 тыс. тонн, — оценивает Исаев. — Советский лозунг «догнать и перегнать» отдыхает. Наш объект, похоже, не только покроет всю потребность отечественной легкой промышленности в синтетике, попутно выдавив с рынка всю импортную продукцию, но еще и останется про запас. Запланированное создание монополии, убивающей оставшиеся малые отечественные предприятия, – это где-то на границе смелости и наглости. Понятно же, что потребители волокна скорее откажутся от отечественной продукции малых производителей, чем полностью перестанут закупать импортную».

При этом, по мнению эксперта, сегодня нет гарантий, что текстильные предприятия будут покупать у комбината волокно. «Импорт исходного сырья из Южной Кореи в Ивановскую область обойдется в кругленькую сумму, и это негативно скажется на конечной стоимости продукции вичугского комбината. Без радикального сокращения издержек китайская продукция будет дешевле, — предупреждает Исаев. — По логике Минпромторга основная надежда — на госзакупки, которые в Стратегии развития легкой промышленности идут красной линией. Вот только беда в том, что пользы для экономики от госзакупок – ноль. Государство будет вынуждено обязать госкомпании закупать продукцию (например, униформу), даже если она и не нужна. Дополнительные расходы в любом случае лягут на федеральный бюджет или в виде субсидий, или в виде недополученной прибыли. И все ради того, чтобы была возможность возвращать выданный кредит и платить зарплату сотрудникам предприятия».

По его оценке, 25 млрд рублей инвестиций не оставят значимого следа в экономике Ивановской области, не говоря уже о том, что для страны эффект сомнителен.

Ранее опасения по поводу строительства завода выражали экологи. Как сообщает «Российская газета», сопредседатель — статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров высказал мнение, что результаты экологической экспертизы по строительству завода могут не соответствовать действительности. «На заводе будут перерабатывать огромное количество высокотоксичных химических веществ. А представители завода и местной администрации заявляют, что комбинат не будет иметь никаких отходов. Но во всей мировой практике нет пока таких технологий, которые обеспечивали бы нулевой выброс, — говорит Петров. — Мы уверены, что имеем дело либо с недоработкой экологической экспертизы, либо с умышленным умалчиванием важных фактов. Скоропалительные решения могут привести к непоправимым последствиям для всего региона».

По данным газеты «Коммерсант», основным инвестором проекта стал бывший партнер Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Алексей Голубович. С финансированием проекта помогает Внешэкономбанк (ВЭБ), выдавший компании бизнесмена кредит на 20,4 млрд руб. Строительство стартует уже этим летом.

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стильчик
Добавить комментарий