В истории человечества немало белых пятен или наоборот, событий, которые до сих пор не может объяснить официальная наука. Поэтому нередко в погоне за сенсациями предприимчивые дельцы идут на фальсификацию исторических реликвий и шедевров искусства. И порой они оказываются настолько качественными и успешными, что в их подлинность продолжают верить даже после из разоблачения.Личные дневники Адольфа Гитлера
Обложка того самого журнала Stern. /Фото: izbrannoe.com
При всемирной известности фюрера Третьего рейха в его истории найдется немало белых пятен, самая популярная из которых – а действительно ли он застрелился в бункере в конце апреля 1945 года. Однако и уже изученные страницы биографии человека, развязавшего Вторую мировую войну, могут стать фундаментом для построения фальсификации целого периода его жизни, длиной в несколько лет.
Гитлер ещё долгие годы останется популярной фигурой и для исследований, и для мистификации. /Фото: finostan.blogspot.com
Эта история произошла в 1983 году, когда в довольно известном и авторитетном немецком журнале «Штерн» была опубликована настоящая сенсация – выдержки из якобы личных дневников Адольфа Гитлера периода 1942-1945 гг., случайно найденных и попавших в руки журналистам. Причем, чтобы достать «артефакт», изданию пришлось изрядно потратиться: по данным Novate.ru, «дневники» были куплены журналом почти за десять миллионов марок.
Подделанные копии почерка Гитлера. /Фото: finostan.blogspot.com
Расследование историков привело к еще одной, уже более масштабной сенсациии: довольно быстро выяснилось, что «личные записи Гитлера» — мистификация. Причем её автором оказался художник, много лет занимающийся созданием копий картин самых разных авторов, в том числе и работы самого фюрера.
Интересный факт: бытует еще одна версия об авторстве этой невероятной по масштабам мистификации. Согласно этой теории, реальными заказчиками подделки «дневников» могли быть никто иные, как бывшие сторонники Гитлера по партии, которые таким образом хотели обелить образ своего уже давно почившего вождя.
Покупка Microsoft Католической церкви
Странная интернет-мистификация. /Фото: gorod.tomsk.ru
Казалось бы, что, несмотря на все прелести технического прогресса, «подружить» религию и цифровые технологии до конца не получится. Однако в 1994 году случился инцидент, который умудрился объединить технократию и католичество в огромном скандале.
Католическую церковь якобы хотели… купить. /Фото: nlo-mir.ru
А дело было так: в уже упомянутом 1994 году в сети появился якобы пресс-релиз компании Microsoft, в котором было заявлено о …покупке компьютерным гигантом Католической церкви. В сообщении говорилось, что фирма ведет переговоры в частности, о приобретении авторских прав на Библию. Приводились даже «слова Билла Гейтса»: «Объединенные ресурсы Microsoft и Католической церкви позволят нам сделать религию проще и веселее для более широкого круга людей».
Фальсификация коснулась лично Билла Гейтса. /Фото: imena.ua
История с «пресс-релизом» получила настолько широкую огласку, что основателю цифрового гиганта даже пришлось давать официальное опровержение. К слову, имя автора, придумавшего столь необычную мистификацию, до сих пор неизвестно. Стоит добавить, что эта история стала первой интернет-мистификацией.
«Помпейские картины» Казановы
Порой жертвой фальсификации может стать профессиональный историк /Фото: izbrannoe.com
Кажется, что профессиональные историки, которые являются основным источником разоблачений мистификаций, не могут стать их жертвами. Вот только, похоже, что в мире возможно практически все. Ведь однажды «на крючок» исторической подделки попался не просто ученый, а «отец современной археологии», а обвел его вокруг пальца никто иной, как брат знаменитого авантюриста Казановы.
Художник Джованни Баттиста Казанова. /Фото: wikipedia.org
Как-то историк и археолог Иоганн Винкельман написал труд «Античные памятники» и искал иллюстратора для неё. В конечном итоге им стал художник, приходившийся братом знаменитому Джакомо Казанове. Именно он преподнес историку «уникальные артефакты» — три картины, которые висели на стенах разрушенного извержением вулкана Помпей. На двух из них были нарисованы танцовщицы, на третьей было изображение бога Юпитера. Казанова сопроводил картины невероятной историей о том, что один офицер тайком вывез «шедевры» из места раскопок погибшего города.
Помпеи. Современный вид. /Фото: focus.ua
Профессиональный историк Винкельман не просто поверил легендам художника, но и описал их в своих публикациях. Правда о «картинах из Помпей» оказалась тривиальной: два полотна из трех написал сам Казанова, еще одну – с Юпитером – изготовил Рафаэль Менгес. Сегодня исследователи склоняются к мнению, что целью мистификации было лишь желание Казановы подшутить над доверчивым ученым.
«Испанская» поэтесса Черубина де Габриак
Испанская поэтесса, оказавшаяся русским преподавателем. /Фото: godliteratury.com
С начала 20 века стала набирать обороты популярность поэтического течения Серебряного века. И когда в петербургском журнале были опубликованы стихи таинственной испанской красавицы-католички, вся литературная Россия была в восторге от ее слога. Однако в реальности незнакомка оказалась простой преподавательницей женской гимназии, которая не обладала прекрасной внешностью, зато писала красивые стихи.
История эта началась с публикации в журнале «Аполлон» стихотворений неизвестной испанской поэтессы Черубины де Габриак, пишущей на русском языке. В таинственную незнакомку заочно влюбились многие интеллигенты Петербурга. Особенный интерес вызывали те обрывочные сведения о себе, которая она давала редакции «Аполлона» по телефону.
Обложка журнала. /Фото: gondolier.ru
«Загадка» этой женщины была раскрыта буквально несколько месяцев спустя. По номеру телефона, откуда звонила Черубина де Габриак, удалось выяснить, что настоящим автором стихотворений была не красавица-испанка, а русская — Елизавета Дмитриева, преподавательница женской гимназии, которая, к тому же, не обладала привлекательной внешностью и хромала. Этим она «разбила сердце» немалому количеству поклонников творчества таинственной поэтессы.
Интересный факт: чтобы подогреть интерес к своему «альтер-эго», Дмитриева, имея образование в области истории и литературы, писала разгромные рецензии на стихотворения Черубины де Габриак.
Фотография Лох-Несского чудовища
Тот самый знаменитый снимок. /Фото: birdinflight.com
Конечно, сложно представить список самых успешных и грандиозных мистификаций без истории об изображении «настоящего» морского монстра. Речь идет о знаменитом снимке, на котором якобы запечатлели Несси – легендарное чудовище из озера Лох-Несс.
Озеро Лох-Несс. /Фото: epochtimes.ru
Эта знаменитая история началась в 1934 году, когда в популярном британском издании «Дейли мейл» опубликовали первый «снимок» чудовища «Несси» — легендарного морского монстра, которое якобы живет в озере Лох-Несс. Автором снимка был хирург Колонел Уилсон. Интерес к мифическому озерному существу проявлялся давно, но таких убедительных доказательств его существования еще не находили. История Несси захватила умы миллионов почитателей неизведанного по всему миру. Включились в поиски чудовища и ученые.
Выпуск Daily mail с легендарным снимком. /Фото: fern-flower.org
Правда вскрылась лишь через шестьдесят лет – в 1994 году было окончательно доказано, что «снимок хирурга», на котором якобы запечатлели Лох-Несское чудовище – это чистая мистификация. Причем впервые об этом говорили еще почти двадцать лет назад непосредственные изготовители фальшивки, сообщники Уилсона, но тогда в их слова не приняли за чистую монету, продолжая верить в честность британского врача с безупречной репутацией.
Хочеб узнать, как в США большую популярность приобрели самолеты СССР, которых никогда не было? Тогда читай: Полёт фантазии: как в Америке придумывали секретные несуществующие самолёты
Источник: