Как Серж Лютанс произвел революцию в парфюмерном мире

1 сентября 2019, 14:00

Серж Лютанс

Многие эксперты в области красоты произносят имя Сержа Лютанса тихим, благоговейным шепотом. Даже те, кто ни разу не видел его фото, наверняка знают его ароматы. За более чем четыре десятилетия Лютанс завоевал репутацию одного из самых знаменитых парфюмеров в мире. Рассказываем его историю.

Начало карьеры

Серж Лютанс учился в средней школе в провинциальном французском Лилле, но в 15 лет забросил занятия и стал подмастерьем в парикмахерской Chez Besson. Долгое время подметал пол, подавал чай и инструменты мастерам. Однажды, когда салон был полон и мастеров не хватало, хозяин вручил ему ножницы и приказал подстричь клиентку. Серж лихо остриг ее длинные локоны, сделав юной леди каре.

Вскоре попасть на стрижку к молодому парикмахеру-экспериментатору хотели девушки со всего Лилля. Да что уж там, говорят, даже дамы из Парижа записывались к нему за три месяца. Тогда же он впервые увлекся фотографией, экспериментировал с постановочными фото на своих знакомых. Эти снимки, сделанные для себя, стали его первым шагом к профессиональной фотографии.

В возрасте 18 лет Серж Лютанс был призван во французскую армию в связи с войной в Алжире, но пытался уклониться от отправки в действующие войска. По его собственному признанию, вначале он пытался симулировать дисфорию, а затем по-настоящему впал в депрессию и провел под медицинским наблюдением несколько месяцев. По иронии судьбы именно французская армия побудила его увлечься красотой. В 1962 году он отправился в Париж. На руках у него были снимки подруги Мадлен Леви, у которой он жил первые годы в столице Франции. Благодаря им Серж стал сотрудничать в качестве фотографа и эксперта по прическам и макияжу с парижскими редакциями журналов Vogue, Elle, Harper’s Bazaar и Jardins des Modes, а также с такими фотографами, как Ричард Аведон, Ирвин Пенн и Боб Ричардсон.

Известным на весь мир он стал благодаря сотрудничеству с домом Christian Dior. В 1967 году бренд заказал Лютансу разработку цветов, стиля и визуальных образов для запуска линии косметики Dior. В начале 1970-х годов главный редактор американского Vogue Диана Вриланд назвала то, что сделал Серж, «революцией в макияже».

То, что я сделал в то время для Dior, было сначала с подозрением принято французскими редакторами модных журналов. Но Диана сразу же увидела в этом новаторскую идею. Это был крик женщин, которые хотели быть свободными, — вспоминает Лютанс.

Он становится символом свободы нового поколения. В 1973 году нью-йоркский музей Гуггенхайма посвятил творчеству Лютанса отдельную экспозицию.

Примерно в это же время Лютанс начал путешествовать, так в свою очередь и зародилась страсть к ароматам. Свои впечатления от увиденного за границей он оформил в два короткометражных фильма: Les Stars, снятый в 1974 году, и Suaire, снятый в 1976 году. Оба фильма показывали на Каннском кинофестивале.

Культура — это то, что мы несем в себе, — говорит Лютанс, когда его спрашивают о том, что влияет на его работу.

Семь миллиардов американцев, семь миллиардов японцев, семь миллиардов марокканцев, семь миллиардов французов, семь миллиардов воров, семь миллиардов лжецов. Никто не отрезан от других культур. Я люблю Америку, такую, как она есть, Японию с ее тягой к совершенству — я люблю так много всего! — вспоминал он.

Поездка в Японию произвела на него неизгладимое впечатление. Именно после этого путешествия он начал сотрудничество с маркой Shiseido и стал ее арт-директором. Он заключил контракт с этой японской косметической компанией в 1980-м.
Впервые я побывал в Японии в 1971 году, и с тех пор я много раз возвращался туда. Эта культура очаровала меня. Это правда, она неподражаема и уникальна, — говорил он.

Лютанс разработал фирменный стиль бренда, ставший визитной карточкой Shiseido на многие годы. Пресса отмечала значительное влияние русского конструктивизма, творчества Тамары Лемпицкой и Фрица Ланга на визуальные образы, созданные Сержем.

Нарушая все правила маркетинга, которые предполагали фокусироваться на продукте, Лютанс делал акцент на образах и ассоциациях. Так, в 1982 году он разработал для Shiseido свой первый аромат, одетый в глянцевый черный флакон, напоминающий шелковое оригами, под названием Nombre Noir. Впоследствии эта композиция была названа одной из пяти величайших за всю историю. Однако спустя год Nombre Noir сняли с продажи.

Если история самого аромата закончилась трагически, то для Лютанса все только начиналось. В 1992 году Серж создал легендарный аромат Feminite du Bois, а потом в Пале-Рояль в Париже открыл бутик. Это был первое и единственное место, где продавался только Feminite du Bois. Бутик для одного аромата. И только в 2000 году парфюмер создал собственную парфюмерную марку Parfums Serge Lutens.

В 2009 году он создал еще один культовый аромат — L’Eau Serge Lutens. Это была попытка Лютанса создать «антипарфюм», своего рода средство для очищения нашего внутреннего мира.

Его ноты дарят бесконечное ощущение чистоты, которое испытываешь после горячей ванны, и напоминают, как приятно облачиться в свежевыстиранную одежду. Я не стремился создавать замену парфюму, я хотел помочь вам возвратить истинное удовольствие от ношения аромата. Это творение — мой ответ миру чрезмерной парфюмерии, — сказал он тогда.

Практически все ароматы дома — унисекс.

Удовольствие не имеет никакого отношения к полу. А значит, возникает вопрос: может ли аромат принадлежать определенному полу? Мой ответ — нет, — уверен Серж.

Выпущенный в начале 2015 года букет La Religieuse («Монахиня») стал 70-м по счету ароматом его авторства. Для презентации некоторых новых парфюмерных композиций Лютанс снимал трехминутные ролики, где читал закадровый текст или сам появлялся в кадре. В марте 2015 года Лютанс продал права на торговую марку Parfums-Beaute Serge Lutens марке Shiseido, сохранив за собой место арт-директора марки.

Последняя линия Сержа Les Eaux de Politesse («Вежливые воды») вышла пару месяцев назад. Он объединил самые прозрачные, прохладные и чистые композиции марки в одну коллекцию. Ноты горного воздуха, холодного пара, скошенной травы, сомалийского ладана и артемизии — даже флаконы напоминают куски чистейшего льда.

Жизнь в Марокко

Лютанс не очень любит Париж и уже много лет живет в Марокко. В центре Марракеша ему принадлежит дворец величиной с квартал с 200 залами. Сам Серж не провел во дворце ни одной ночи, а живет недалеко от него, в маленьком скромном доме с одной комнатой посреди огромного сада.

Его страсть к Востоку воплотилась в аромате, который сам мастер называет самым дерзким и диким, — Ambre Sultan.
Около 30 лет назад я отыскал кусочек янтаря в старом городе Марракеше. Тот запах буквально соблазнил меня, и с того самого дня я мечтал создать янтарный аромат.

Отправной точкой в этой истории стал пахучий воск, найденный на одном из восточных базаров и на долгое время забытый в деревянной шкатулке. Амбра в этой композиции стала по-настоящему султановской только после того, как я смешал ее с цистом — травой, подобной дегтю, прилипшему к пальцам, затем добавил обертоны, которые здесь никто не ожидал услышать, — ваниль. Почему? Да потому что ваниль буквально прилипает к нашей душе, навсегда оставаясь в памяти, — говорил о создании этого бестселлера парфюмер.

Парфюмер уверен, что создание аромата, который выдержит испытание временем, требует погружения в детство. В конце концов, именно в начале жизни мы развиваем наши первичные, инстинктивные реакции на запах и ассоциации, которые будут сопровождать нас на протяжении всей жизни.

Как живет сейчас

Серж встает рано, выпивает три чашки кофе с молоком и садится писать что-то вроде дневника.
Пишу часов до двух и затем отправляюсь в свой дом, расположенный в районе Медина. Я строил его не для жизни, а для души. Он красивый: мозаика, резные стены, антиквариат — и большой. Удивительно, но работаю я в самой скромной его части — в маленьком кабинете, расположенном на втором этаже. В моем доме идет ремонт с 1974 года, и я никак его не закончу — все время хочется что-то добавить, передвинуть, перевесить, вбить новый гвоздь. По вечерам я читаю или смотрю телевизор.

Лютанс уже много лет ведет затворнический образ жизни. К примеру, последний раз он был в кафе в 1968 году, интервью он дает тоже крайне редко.

Я называю свою жизнь богатым одиночеством, которое позволяет сосредоточиться на действительно важном для меня и работать, — отмечает он.

Здесь же, в лаборатории в своем доме, он и создает ароматы. По его словам, процесс создания нового запаха всегда начинается в его собственном сознании.

Я начинаю с желания работать с определенными запахами и чувствами, такими как хрупкость дыма или ярость розы. Затем есть несколько сеансов в месяц, здесь, в лаборатории в Марракеше или в Париже с техническими специалистами. Объективно духи — это алкоголь и другие составляющие, но мне все равно. Субъективно — они намного больше, — говорит Серж Лютанс.

Как художник, который полностью выражает себя через холст, Серж делает это через парфюм. Для него духи рассказывают свои истории, только не в виде слов, а в нотах. В тот день, когда ему больше нечего будет сказать, он перестанет производить парфюмерию, но этого, к счастью, еще не случилось.

Источник: http://www.spletnik.ru/beauty/news_beauty/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стильчик
Добавить комментарий