Исследователи Британского
психологического общества выявили, может ли музыка помочь продуктивному
выполнению той или иной работы.
Эксперимент состоял в следующем: 142 учащихся старших курсов
(75 % из них девушки) выполняли две умственные задачи – более простая задача
заключалась в том, чтобы найти и вычеркнуть все буквы по образцу. а более
сложная – в изучении списков пар слов, с последующем заданием воспроизведения
пары при предъявлении одного из слов.
Каждое задание было выполнено во время прослушивания А)
одной из двух версий инструментальной «функциональной» (для профессионального
использования в общественных помещениях) музыки (написанной для
исследования) или Б) без музыки. Одна версия музыки была более сложной –с
дополнительными партиями для баса и ударных (обе версии
доступны через Open Science
Framework ). Кроме того, в зависимости от конкретных
экспериментальных условий, музыка была либо тихой, либо громкой (62 или 78
децибел). Участники также были протестированы по методике «Шкала
предрасположенности к скуке», чтобы установить предрасположенность респондентов
к внешнему стимулированию.
Изучалась взаимосвязь между заданием, музыкой и
предпочтением дополнительной стимуляции. Выполняя более простое задание,
участники, не склонные к скуке, чувствовали себя лучше, слушая сложную
музыку, а участники склонные к скуке выполняли задания лучше без музыки
или при прослушивании простой музыки. К тому же, несклонные к скуке лучше
справлялись с заданием при прослушивании тихой и сложной музыкой, а склонные к
скуке – лучше с более громкой сложной музыкой.
Исследователи объясняют это тем, что для тех, кто не склонен
к скуке и потребности во внешней стимуляции спокойная более сложная
музыка способствует отвлечению от простого задания, тем самым повышая
продуктивность его выполнения. В отличие от них, тех, кто склонен к скуке и
кому нужна дополнительная стимуляция, более сложная фоновая музыка отвлекала от
выполнения задания и их результаты были лучше при работе в тишине.
Как заявляют исследователи: «Мы предлагаем доказательства
против общепринятого убеждения, что отвлекающие факторы, такие как музыка,
всегда мешают выполнению задач». И добавляют: «Наши выводы свидетельствуют о
том, что взаимосвязь между музыкой и исполнением задач не является
универсальной для всех. Другими словами, музыка, похоже, не ухудшает и не
приносит пользу одинаково для всех».
Тем не менее, похвально, что текущее исследование попыталось
рассмотреть, как различные факторы взаимодействуют при объяснении влияния
музыки на умственную деятельность. Гонсалес и Джон Айелло пришли к выводу:
«Мы надеемся, что наши исследования послужат отправной точкой для более
систематического изучения музыки».
Читать в оригинале:
https://digest.bps.org.uk/2019/02/15/should-you-listen-to-music-while-doing-intellectual-work-it-depends-on-the-music-the-task-and-your-personality/
Источник:
https://psycnet.apa.org/record/2019-03876-001
Источник: